Подростковый возраст и самооценка подростков
Подростковый возраст характеризуется диференцированностью эмоциональных реакций и образов выражения эмоциональных состояний. Вместе с тем, как общие особенности этого возраста, отмечается побежалость настроения с переходами от беспрерывного веселья к печали, объединению полярных качеств, которые меняют друг друга. К таким качествам относится и особая подростковая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, чрезмерная самоуверенность и критичность относительно к окружающим. Тонкая чувствительность человека часто объединяется с эмоциональной фригидностью, болезненная стыдливость - с нахальством. Желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетается с подчеркнутой независимостью, борьбой с авторитетами, с обожествлением случайных кумиров, чувствительным фантазированием.
Самооценка подростков большей частью завышена и неустойчива. В то же время оценка других людей отмечается сдержанностью, вдумчивостью, конкретностью.
Часто при оценке ровесников и окружающих допускают ошибку. В частности, при ответе, какая главная мысль «Евгения Онегина младшие подростки часто не умеют оценить личность в целом, в совокупности всех ее свойств. Оценивая людей за отдельными действиями и поступками (или качествами), переносят эту оценку на личность в целом.
Младшие подростки больше внимания обращают на внешнюю сторону поступка, поведения, чем на цель и мотивы действия. Их психика характеризуется нестойкостью в отношении к себе; слабым, малодейственным характером, отсутствием настойчивых попыток избавиться своих недостатков, особенно когда нет посторонней поддержки.
Нужно учитывать и другое свойство младших подростков - подражать и воспринимать, ведь оценка поведения со стороны взрослых, учителей для них решающая, для определения своей линии поведения. Именно в этом возрасте базовые жизненные состояния видоизменяются. Познания трансформируется в самопознание, оценка - в самооценку, отношение и деятельность - в самодеятельность.
Подростковый возраст - это период «обращение внутрь», когда подросток становится, предрасположенным к углублению у себя, становится самокритичным и чувствительным к критике. Он начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, выборочно относится к друзьям.
Анализ психологических качеств младших подростков дает возможность утверждать, что период от 10 до 12 лет, с присущей ему эмоциональностью, стремлением к самоутверждению, чувством взрослости, формированием ценностных ориентаций, поисков смысла жизни, активной деятельностью и желанием совершенствоваться, есть наиболее сенситивным для воспитания нравственно-духовной направленности личности путем родительского взаимодействия.
Национальная программа воспитания детей и учащейся молодежи, определяя цель воспитания как формирования гражданина и патриота своей страны, готового самоотверженно развивать ее как суверенное, независимое, демократическое, правовое и социальное государство, способного выявлять национальное достоинство. Знать свои обязанности и права, цивилизованно отстаивать их, содействовать гражданскому мира и согласию в обществе. Подростку необходимо проявление чуткости, честности, правдивости, справедливости, достоинства, милосердия. А так же становление в характере толерантности, совести, миролюбивости, доброжелательности, вежливости, деликатности, тактичности.
Среди основных задач школьного воспитания, является изучение сочинения «Человек в футляре». Идеи сформированных в концепции «Семья и родственное воспитание», хороши для усвоения моральных ценностей, идеалов, культурных традиций, этнических норм взаимоотношений с близкими людьми и в общественном окружении, воспитание культуры поведения, правдивости, справедливости, достоинства, чести, человечности, способности выявлять заботу о младших, милосердие к слабым и людям преклонного возраста.
Вебинар «Как сделать подростка счастливым? " Ю. Тарасова