Новейшая волна российского кинематографа – Урбореализм
В период с 2010-ого по 2012-ое в российском кинематографе произошло что-то странное… Практически сразу на телеэкраны смогли выйти несколько кинолент, которые с одинаковым успехом вполне можно назвать и зрительскими, и авторскими.
Киноленты смогли вызвать существенный резонанс среди большого количества зрителей своей уникальной самобытностью и новизной. Разговор идет о такого рода фильмах, как «Какраки», «Шапито-шоу», «Простые вещи», «Громозека», «О чем говорят мужчины». Они смогли отметиться ярким, броским стилем и стали своеобразным знамением времени. С выходом фильма В. Шамирова под названием «Упражнения в прекрасном» можно вполне говорить о полноценной «волне» в российском кинематографе. Для удобства данный стиль кинематографа называется «урбореализмом», то бишь, своеобразным городским реализмом, или реалистическими кинолентами о жизни городских жителей.
Хотя основное действие фильма развивается в обыкновенной провинции, данная кинолента типичный образец урбореализма. Кинолента Шамирова очень насыщена большим количеством узнаваемых моментов, ситуаций из городской жизни: купе вагона, Казанский вокзал, провинциальная гостиница, автобус все такого рода приметы современного мира, приметы, которые будто роднят героев и зрителя.
В настоящее время, когда мы говорим термин «мейнстрим», то постоянно подразумеваем, кино коммерческого характера, которое определенно опирается на жанровую систему, которая сформировалась в Голливуде. Это триллеры, фантастика, комедии, боевики, ужастики, исторические киноленты, детективы, киноленты о войне, мультики, молодежные кинокомедии и еще пара жанров.
Они словно машины автогигантов: сделаны на предприятии из стандартизированных деталей, отлично продаются и очень быстро передвигаются, но осуществлять их обработку кувалдой или же «авторским» напильником нельзя, в противном случае это определено будет «авторский тюнинг».
Жанровый кинематограф не только эффективно развлекает зрителей, он определенно связан с некоторыми архетипами коллективного бессознательного. Основой его является фольклор и мифология, а сущность работы «Машины желания» или «Фабрики грез», о которой в свое время говорили Жижек и Делез.
Золушка встречает Принца, Ваня-дурачок убивает Кощеюшку - эти простые сюжеты на определенную тему, в действительности, являются архетипами, которые структурируют и жизнь человека, и поступки различных насекомых.