История московского метро
За обычной дверью — черно-белая Москва, чьи герои на фото и сегодня улыбаются и верят, что создают лучшее в мире метро для самой прекрасной страны.
Музей метро придумали и открыли в конце 60-х гг. прошлого века ветераны труда метрополитена. Метро здесь повсюду: экспозиции заключены в рамы вагонных окон, лампы подозрительно похожи на светильники со станций и даже лестничные перила туго схвачены резиновой лентой эскалатора. Грозный на вид экскурсовод моментально дисциплинирует толпу школьников (а метро и дисциплина, как известно, неотделимы).
Но, тем не менее, это один из первых советских музеев, где мальчишкам дозволялось трогать (!) кнопки и крутить ручки, воображая себя машинистами...
Слово «метро» вместе с дымом и копотью вырвалось в середине XIX века из шахты английской «дороги в ад», как прозвали лондонцы свой новый вид транспорта, построенный компанией Metropolitan Railways (Столичные железные дороги). В дореволюционной России с интересом обсуждали новинку, но мысли о собственном метро появились лишь с резким ростом населения Москвы, когда наземный транспорт перестал справляться с пассажиропотоком. В мире на тот момент уже действовало девять метрополитенов, чей опыт советскими людьми был внимательно изучен, но ни капли не привлечен. Строить советское метро решено было своими силами. Подробнее о московскм метро читайте тут https://nedvio.com/metro-v-podmoskovie/.
«Метростроевец» — в 30-х гг. это звучало почти как «небожитель». В 1935 году к постройке метро было привлечено уже 540 заводов и свыше 75 000 человек, 150 000 вагонов с материалами и оборудованием мчались в Москву со всех уголков страны.
Накануне открытия выросла огромная очередь: люди с ночи занимали места, чтобы купить свой первый билет красного цвета до «Парка Культуры», сроком действия всего тридцать пять минут. На обратную дорогу требовался билет уже желтого цвета. Вагоны шли, переполненные простыми советскими гражданами. Увиденное впечатляло всех: это был город под городом.
Строительство метро продолжалось. В 1938-м году появляется новый шедевр — легендарная «Маяковская», по стальным аркам которой так любят запускать монеты дети, наблюдая, как пятаки перелетают через всю станцию.
Будете на «Маяковской» — непременно закиньте голову, чтобы полюбоваться воздушной мозаикой на мотивы Дейнеки. Голубое небо, белые самолеты, яблоневые сады... В далеком 1943-м году в эти картины мирного неба внимательно и с надеждой всматривались люди, ночующие в метро во время очередной воздушной тревоги.
В те дни метро работало в двух режимах: днем как обычно, ночью как бомбоубежище. Под землей размещался Генштаб, работали магазины, парикмахерские, а на «Курской» даже размещалась библиотека. В метро жили, спали, рожали детей. Всего двести семнадцать детей подземелья за годы войны.