Григорий Соломонович Теплицкий «делал» эмоции для кукольных театральных спектаклей.
Григорий Соломонович Теплицкий родился в Нью-Йорке, куда его мать эмигрировала с тремя детьми после еврейского погрома в Одессе. В декабре 1905 года, уже через три месяца, все они вернулись на родину. С детства он обучался игре на скрипке в музыкальной школе П.С. Столярского. С четырнадцати лет зарабатывал на жизнь игрой на скрипке в кинотеатрах, рабочих клубах, а также уроками. В 1930—1931 годах Теплицкий обучался на радиоакустическом отделении Московской консерватории. В 1931 году окончил Московский областной музыкальный техникум. В начале 30-х годов писал музыку для Театра детской книги им. А. Халатова. В 1932 году был приглашен Ю. Милютиным в ГЦТК на должность скрипача-инструменталиста. С 1933 по 1962 год заведовал музыкальной частью театра, и сыграл огромную роль для продаж билетов в театры Москвы. Г. Теплицкий был одарённым композитором, тонко чувствующим специфику театральной музыки, мастером оркестровки, умел находить музыкальное решение для самых разных по жанру и стилю спектаклей театра - даже в первые годы существования ГЦТК, когда в распоряжении композитора было всего трое музыкантов. Исполняя в течение многих лет должность завмуза, Теплицкий постепенно расширил и увеличил состав оркестра, довел его до трех десятков человек. Был соратником Образцова в его поисках и разнообразных экспериментах с музыкой. Убежденный в том, что нет композиторов с универсальными возможностями, он считал нужным расширять круг музыкальных авторов театра, приглашать их «со стороны» - в зависимости от характера каждой новой постановки. Диапазон выразительных средств музыки самого Теплицкого очень широк. В спектакле «Пузан» он сумел скромными оркестровыми средствами достичь яркости, броскости, бравурности, свойственных цирковой музыке. Музыка «Пузана», озорная, динамичная, отличается ритмической и мелодической четкостью, имеет соответствующую жанровую основу. Именно благодаря его музыке, онлайн заказ билетов в театр на этот спектакль можно выполнить и сейчас. В том же ключе написана и музыка к марионеточному спектаклю «Наш цирк», поставленному годом позже.
Наряду с практической работой завмуза и композитора Теплицкий пытался теоретически осмыслить роль музыки в театре кукол. В 1938 - 40 годы он читал лекции на семинарах для руководителей периферийных театров. Во вступительной беседе он говорил о том, какой должна быть музыка в кукольном спектакле: яркой, красочной, мелодически и гармонически ясной, ритмически острой, иметь определенную, чётко фиксированную длину. В двух неопубликованных статьях о музыкальной части театра он писал о двух основных функциях музыки в театре кукол: ритмическая организация движений куклы и насыщение действия эмоцией (поскольку кукла не способна передавать эмоцию так, как это делает актёр-человек). Это можно увидеть в любом современном спектакле, заказв билеты на сайте mirbileta.ru. Признавая музыку важным компонентом кукольного зрелища, Теплицкий подчеркивал, что она играет в спектакле подчинённую, а не самостоятельную роль и предостерегал от чрезмерной, неоправданной насыщенности спектакля музыкальными номерами, к чему склонны иные композиторы. В отличие от многих театральных деятелей, настороженно воспринявших появление магнитофонной записи и электронных инструментов он считал, что «решение проблемы музыкального звучания в кукольном театре, вопрос музыкально-кукольной специфики связан с использованием электроинструментов с их богатейшими и неограниченными тембровыми возможностями».